Основные биологические законы комфортного существования медоносных пчёл.
Многовековое занятие пчеловодством произвело «естественный отбор из сотен конструкций ульев и оставило всего несколько базовых систем. Это многокорпусный улей Лангстрота-Рута (составной) на рамку 435*230мм, улей Дадана-Блатта на рамку 435*300мм и славянский улей на узковысокую рамку. Как мы видим рамки в этих конструкциях низкие и широкие, кроме рамок в славянском улье. Это не случайно! Дело в том, что на низко-широкой рамке пчелы охотно осваивают надставку. Нектар, в основном, пчелами распределяется над расплодом, так как рамка низкая, то она до верхнего бруска занята расплодом и мед складывается в надставке. Понятно, что в этом случае легко сделать отбор меда, также использовать все виды медосборов. Такая корректировка природного жилища пчел – дупла нарушила целый ряд биологических требований к комфортному существованию семьи медоносных пчел. Но тогда об этом мало кто думал. Улей постепенно превращали в “промышленную установку по добычи меда”. А ведь пчелиная семья – это не станок по производству меда, а живое разумное существо!
Алчность людей искала новые конструкторские решения к созданию рамочных ульев – самых современных в плане сбора меда. Сам Шарль Дадан говорил, что хорошо бы сделать рамку еще ниже, да нельзя! Рамка в высоту 300 мм хоть и на пределе, но для зимовки хватает. Это в Европе, где зимы потеплее! Где период нахождения в клубе почти в два раза меньше, чем у нас в Беларуси! В наших природно-климатических условиях дадановскую рамку нужно перевернуть и она получится узковысокой. То что надо! Именно такая высота рамки и была в большинстве ульев, изобретенных на территории дореволюционной России. Суровые условия России требовали именно такой конструкции ульев для содержания пчелиных семей. Технология содержания пчел в ульях на высокую рамку была несовершенна, тем более как говорил А.С.Буткевич в ульевом вопросе пчеловоды России шли врассыпную, а не единым фронтом. Основная масса этих конструкций появлялась на любительских пасеках, где пчеловод пытался самостоятельно добиться эффективности своего труда. Это, по сути, ни к чему не приводило, кроме как к ухудшению управляемости пчелосемей. Это были однокорпусные ульи-лежаки на узковысокую рамку.
- Славянский улей (Цесельского), рамочка 227*480 мм, в одном корпусе 10 штук, корпуса соединяются сбоку 1865г
- Улей Левицкого или Варшавский улей, 20-22 рамочки 240*432 мм
- Украинский улей, 20 рамок 285*460 мм
- Улей Ващенко, рамочка 260*475 мм
- Улей Докучаева, 24 рамочки 270*540 мм
- Улей Долиновского, 15-20 рамок 290*380 мм
- Улей Мочалкина, рамочка 245*750 мм
- Улей Лайанса, 20-25 рамок 330*410 мм 1864 г
Улей Лайанса единственный иностранный. Создан он был для горной местности и имел второе название – горный альпийский улей. В горах условия значительно жестче, чем на равнине. Улей Лайанса до сих пор у Европейских пчеловодов Франции, Швейцарии пользуется успехом, в Польше - лежак Варшавский.
В России большую организаторскую и просветительную работу в пропагандировании улья Дадана на рамку Блатта вел Геннадий Петрович Кондратьев, владелец журнала «Вестник иностранной литературы» пчеловодства, позже Михаил Александрович Дернов в качестве редактора журналов по пчеловодству. Поэтому стал внедряться более совершенный на то время французский улей на территории России. При Советской власти дадановская рамка вместе с ульем, а также многокорпусный улей американского пчеловода Лангстрота были приняты за стандарт.
Как известно, улей Дадана-Блатта это малообъемный улей, способствующий переходу семей в роевое состояние! Создавались условия для размножения ройливых семей! Многокорпусный улей больше подходил для промышленного пчеловодства в зонах теплого и жаркого климата, где не так велика опасность переохлаждения гнезда, связанная с манипуляцией целыми корпусами, и где в силу этого пчелы легче переносят постоянное разрушение их жилища. Поэтому наши белорусские пчеловоды, пытавшиеся перейти на многокорпусные улья, оставляли эту затею и возвращались к дадановскому или 16-рамочному белорусскому улью.
Создавая любую конструкцию улья, человек стремился в максимально возможной мере сделать улей удобным для своей работы с ним, а потом уже, нарушая ряд биологических требований, для содержания пчелиных семей в этих ульях. В конце концов, из тысяч конструкций ульев осталось несколько, так сказать вполне удобных для человека конструкций, с ограниченными удобствами для пчел.
Пренебрегая биологическими закономерностями содержания пчелиных семей, были попытки создать улей такой конструкции, чтобы примерить все наиболее типичные и популярные системы пчеловождения, назвав его «ульем для всех пчеловодов и всех мест». Такая идея жива до сих пор. Общественный центр «Белорусские улья 21 века» взялись за решение важнейшей проблемы – выработать предложения по конструкции лучшего улья для содержания пчел Белоруссии. По моему мнению, успех в этом будет только в том случае, если мы будем следовать принципу «от понятной теории – к осознанной практике», а это даёт возможность конструктору улья не только понимать, что надо делать, но и как это сделать. Улей должен быть подогнан под технологию, а технология – под биологию и местные условия. Для современного рационального пчеловодства это должно быть аксиомой. Сейчас немало пчеловодов-рационализаторов задумалось - что делать? В журнале «Беларускi пчаляр» №2 за 2011 год в статье «Десять лет спустя» пчеловод-новатор А.В.Крушев предлагает рамку для улья размером 435-145мм., а пчеловод В.Ф.Бакштаев в статье «В поисках оптимальных конструкций белорусских универсальных рамок и ульев для содержания пчёл» акцентирует внимание на гнездовой рамке размером 300-380мм., а магазинной - 300-200мм. Ю.И.Сафончикпредлагает узковысокую полурамку. По-моему пчеловод должен понимать необходимость создания такой рамки, которая в максимально возможной мере была бы приспособленной к биологическим потребностям пчелы. Улей должен быть такой конструкции, чтобы в большей мере был удобен пчелам, а потом пчеловоду. Вот тогда не будет эпидемий пчелиных болезней, будет стопроцентная зимовка пчел в самых суровых районах пчеловождения и рекордные привесы на слабых взятках. В конце концов, ведь не человек придумал пчел, а пчелы появились раньше и в процессе создали зону обитания.
Пчеловод-рационализатор В.М.Вакунов в комментариях к статье В.Ф.Бакштаева задаёт вопрос «Почему размер рамки по вертикали 380мм, а не 360мм или 400мм?». Сможет ли В.Ф.Бакштаев аргументировано ответить на этот вопрос? Такой же вопрос можно задать любому другому пчеловоду-новатору, который претендует на разработку идеального улья 21 века.
Создавая свою конструкцию улья и технологию пчеловождения к нему я руководствовался строгими биологическими законами комфортного существования семьи медоносных пчел.
1. Жилище пчел – это гнездо с эффектом типичного дупла.
- Характерной особенностью сотов в дупле является их неразрывность в вертикальной плоскости. В традиционных ульях на низкоширокую рамку создать комфортное неразрывное соединение рамок практически невозможно. Другое дело в конструкции на узковысокую рамку. Если повернуть дадановскую рамку на 90 0, размер ее станет 300*435 мм. Ширина 300 мм совпадает с оптимальным диаметром дупла. То что надо! Размер рамки по высоте 435 мм почти такой как свежеотстроенное гнездо в дупле. Это позволяет, не разрывая гнезда по высоте, а только используя высокую гнездовую рамку, успешно развивать семьи в весенний период и создавать хорошие условия осеннего наращивания молодых пчел в зиму. Высокая рамка к тому же способствует накоплению меда в верхней части, а это защита от многих болезней. Особенно ощутимо такое явление в весенний период.
- Таким образом, в ульях на узковысокую рамку жилище для пчел получается оптимально приближенное к дуплу.
- Оптимальный диаметр типичного дупла 300 мм (диаметр шара естественного клуба пчел составляет 280-320 мм).
- В типичном дупле нет сквозняков, свежий воздух поступает, а отработанный выходит через один леток.
- Зимний клуб в типичном дупле располагается выше летка, своей массой полностью перекрывает поперечный разрез дупла. Типичное дупло достаточного объема и формы является оптимальным (наилучшим) жилищем для пчел из всех известных естественных жилищ. При конструировании и изготовлении искусственных жилищ (ульев) для пчел необходимо учитывать характерные особенности присущие типичному дуплу.
2. Перемещение пчел по сотам с осени до весны строго вверх, с весны (по мере роста семьи) сверху вниз.
- Клуб, готовившись к зиме, собирается на пустых ячейках под медом и охватывает соты на всю ширину и перекрывает поперечный разрез дупла. Верхним краем клуб обязательно касается запечатанного в ячейках кормового меда, который и потребляется пчелами при медленном перемещении клуба вдоль улочек снизу вверх. 20 см дикого меда и перги хватает на 6,5 месяцев покоя до поступления свежего нектара (скорость поедания меда 1 мм в сутки).
- Весной по мере роста семьи гнездо расширяется по сотам сверху вниз. Вначале обживается верхняя часть сотов. Постепенно с растущим отрядом пчел чистятся внизу старые ячейки и выводится детка в них, а затем идет, по мере необходимости, отстройка вниз новых сотов.
3. Единство с внешней средой. Жизнь пчелиной семьи неразрывно связана с условиями внешней среды. Изменяется среда, изменяется и характер жизнедеятельности насекомых.
- Зимовка пчелиных семей на воле.
- Районирование пород пчел в соответствии с природно-климатическими условиями.
Под эти строгие биологические законы комфортного существования семьи медоносных пчёл я подгонял технологию пчеловождения, ежегодно совершенствуя её. По всей вероятности, мне впервые пришлось создать технологию ухода за пчелами в ульях стояках, гдерасплодное гнездо на узковысокую рамку располагается в нижнем корпусе, а запасы меда в верхних корпусах (это магазины на рамку 300-175 и один корпус на гнездовую рамку 300-435). Путем технологических приемов создаются условия, когда пчелы всегда готовы к сбору меда, начиная с конца апреля. Мед нужно собирать тогда, когда он есть в природе, а не готовить пчел только к главному взятку. Отсюда у меня ежегодные, стабильные высокие медосборы. Так как магазинная рамка небольших размеров, то пчелы легко осваивают надставки с такими рамками, а потом так же легко отобрать мед. Семьи весной быстро набирают силу (матка всегда охотно засевает соты в верхней части гнезда, где более хорошие тепловые условия). Технология пчеловождения безроевая с ежегодной заменой маток на молодых, поэтому сильные семьи хорошо удерживаются в рабочем настроении, отсюда и такие высокие медосборы.