Моя технология интенсивного пчеловождения.
Мою работу с пчёлами можно отнести к технологии интенсивного пчеловождения, потому что:
- Использую пчеломаток с высокими наследственными задатками (высокая яйценоскость, устойчивость к болезням, высокая мёдопродуктивность и т.д.)
- Содержу здоровые семьи.
- К главному взятку создаю пчелосемьи оптимальной силы.
- Исключил возможность естественного роения. Для этого от каждой семьи делается отводок на зимовалую матку, а в основные семьи даётся необлётная маточка, которая дозревает, облётывается и через некоторое время приступает энергично работать.
- Оказываю помощь семьям в критические периоды активного сезона. Это ранневесенняя профилактическая подкормка, профилактическое лечение от варроатоза, расширение гнёзд, своевременный отбор мёда несколько раз за сезон и т.д.
- Подхожу ответственно к качественной подготовке проведения зимовки пчелосемей.
- Своевременно провожу санитарные и профилактические мероприятия.
- Обязательно планирую работы на пчеловодный сезон.
Для интенсивного пчеловождения предполагается кочёвка, т.е. обеспечение семей сильными медоносами и расположение на точках небольшого количества семей. А у меня пасеки стационарные и на каждом точке более 50 пчелосемей. Тем не менее, медосборы на каждую семью высокие. Это связано с особым методом пчеловождения, который я разработал и теперь практикую.
Для полноценного применения моего метода работы с пчёлами, с приличными результатами по мёду, требуются сильные семьи с ранней весны. Такие семьи можно получить, подготовив их основательно к зиме, которые благополучно, без потерь, перезимуют. Надо сказать, что работая по моему методу, имея сильные и здоровые семьи, можно в первый год рассчитывать на отличный результат. Для сравнения: если работать по методу В.П. Цебро, только первый сезон уйдёт на доведение семей до необходимой силы, и лишь со следующей весны можно будет нормально работать по его методу.
Пчеловодами доказано: для того, чтобы создать семьям хорошие условия осеннего развития необходимо: хорошего качества молодая матка, оптимальная сила семьи, большое число пчёл – кормилиц, большие запасы мёда в гнезде, перги, качественные соты со свободными ячейками, здоровые семьи. И я это подтверждаю, потому что на практике убедился в важности этих условий, которых я придерживаюсь в своей технологии для наращивания максимального количества молодых пчёл, которые пойдут в зиму.
С годами я убедился, что оптимальная сила семьи является основным условием благополучной зимовки. Если соблюдать мою технологию работы с пчёлами, то после главного медосбора семьи не ослабевают, а остаются такими же сильными, с большим количеством молодых пчёл, как и накануне главного взятка. Обычно после главного взятка в семьях немного кормилиц, особенно если медосбор был обильным, а если придерживаться моей технологии пчеловождения, то остаётся много неизношенных молодых пчёл, вышедших из сотов расплода в отводке, способные к производству маточного молочка. К тому же я не ограничиваю матку в работе на время главного взятка, как это делают многие пчеловоды, следуя рекомендациям по ограничению червления. Я пришёл к выводу, что открытый пчелиный расплод обладает мощным стимулирующим воздействием на пчёл – сборщиц. Их лётная активность прямо связана с количеством открытого расплода. В результате - сильные семьи, наличие пчёл – кормилиц не даёт молодой матке снижать яйцекладку, в результате - максимальное накопление молодых осенних пчёл для зимовки. Этому ещё способствует то, что молодые матки, которых я меняю ежегодно, как правило, работают дольше обычного.
Итак, для моей технологии характерно, что после окончания главного взятка пчелосемьи на моей пасеке не изношены, а остаются по - прежнему сильными с большим количеством молодых пчёл. Это связано со специальной подготовкой основной семьи и отводка к главному медосбору. Как это делать, то об этом я уже писал в своей статье «Секреты высоких медосборов».
Как было уже сказано выше, важное место в осенней подготовке пчёл, отводится кормам - об этом я помню, когда откачиваю мёд после главного взятка и в процессе предварительной сборке гнезда. Я не снимаю одновременно все медовые корпуса для откачки, а делаю это постепенно, поэтому мёд у пчёл остаётся всегда в избытке. Подкормку семей малыми дозами для стимулирования матки к червлению я не практикую. В природе есть небольшой поддерживающий взяток, к тому же, я оставляю по магазину мёда над гнездом до конца августа.
Я никогда не затягиваю с проведением осенней ревизии семей. Начинаю её не позже середины августа. Провожу полную разборку расплодного гнезда, подвергаю детальному осмотру каждую рамку. Негодную для зимовки рамку, забитую пергой, так же старые тёмные соты без расплода выбраковываю. Взамен иногда ставлю светло – коричневую сушь, но чаще ничего не меняю, потому что в гнезде 12 рам и выбрать подходящих, качественных рамок для зимнего гнезда не составляет труда.
Одновременно провожу предварительную сборку гнезда в зиму. Весь имеющийся расплод сосредотачиваю в центре корпуса, по бокам медово – перговые и медовые. Оставляю для будущего зимнего гнезда девять рамок. Конечно, пчёлы не умещаются в таком гнезде – висят за заставной доской, строят дополнительные соты, но постепенно часть старых пчёл отмирает, пчёл становится меньше, а с похолоданием все пчёлы переходят за заставную доску. При поздне – осеннем осмотре гнёзда сокращать почти не приходится – все улочки заняты пчёлами.
В начале сентября начинаю кормление пчёл сахарным сиропом. Исхожу из того, что количество корма у идущей в зиму семьи должно быть не менее 2 кг. на одну улочку пчёл, поэтому пополнить семьи недостающими кормами, в виде сахарного сиропа, я не забываю. Примерно 8 кг. сахара я скармливаю на одну семью. Заканчиваю кормление к середине сентября.
В поздне- осенний период провожу профилактическое лечение от клеща варроа. Обрабатываю бипином по инструкции после того, как выйдет весь расплод.
Зимовка семей проходит на воле. Чтобы зимний период покоя прошёл без потерь, благополучно, я особое внимание уделяю вентиляции гнезда. Поэтому, мой улей устроен так, чтобы можно было, приподымая крышу улья, регулировать вентиляцию. Крыша надета в «нахлабучку», свободно. Убедился, что при наших зимах, когда морозы чередуются с продолжительными оттепелями, нужно постоянно держать контроль за вентиляцией. Перефразируя известную фразу Кондратьева « В сильных семьях всё спасение», я говорю « В контролируемой вентиляции - благополучный исход зимовки».
Зимой во всех семьях леток открыт. Крыша с одного края лежит на колодочках и она приподнята. При необходимости, когда влажность воздуха высокая, крыша приподымается выше и вентиляция увеличивается. Пасеки зимой посещаю часто. Чтобы убедиться, что вентиляция в ульях достаточная, приподымаю крышу и осматриваю холстик. Если он сухой, не отсыревший, значит всё нормально - вентиляция достаточная. Эта зима выдалась необычно тёплая и сырая. Только благодаря контролируемой вентиляции, не дал семьям войти в активное состояние и начать выращивать расплод преждевременно - в середине зимы. Под холстиком потеплело только в конце февраля – начало марта, а значит, уже появился расплод. Поэтому пчелосемьи не были изношены преждевременным выращиванием расплода, да и пчёлы облетелись в середине марта – всё это сохранило силу семей, их активность, - короче, как говорится, вышли без потерь.
В этом году весна преподнесла сюрпризы! Если март был необычно тёплым, и пчелосемьи взяли хороший старт в развитии, то, к сожалению, апрель и май – холодными и дождливыми. Развитие замедлилось, а в кое - каких семьях приостановилось. Долгосрочный прогноз погоды был не обнадёживающим, а работы нужно было проводить по плану. Чтобы как - то поддержать развитие семей и чтобы матки в семьях, не снижая темпа, продолжали яйцекладку, для этого, как можно лучше, утеплял гнёзда, вскрывал печатку мёда на рамках, граничащих с расплодом. Семьи, у которых было недостаточно кормов, подкармливал сытой, дополнительно подставлял перговые рамки из запасника - короче, держал темп развития семей как мог. К началу мая, когда подошёл срок делать отводки и проводить специальные работы по выводу маток, в основном, все семьи были в хорошем состоянии – сильными, здоровыми. Май месяц, как я уже говорил, тоже не радовал нас хорошей погодой, но работы проводились по плану, с корректировкой на неустойчивость в прогнозах. Если делались отводки, то дополнительно пчёл струшивал не с двух рам открытого расплода, а с трёх. Рамки с расплодом на выходе выбирал очень тщательно, переносил в отводок только такие, где замечал, что выходят молодые пчёлки. Обязательно следил, чтобы кормовые рамки были заполнены мёдом не менее чем на одну треть, потом гнездо тщательно утеплял, летки сужал до прохода одной пчелы. Я понимал, что в холодную, дождливую погоду, которая держалась почти до конца мая, ждать, пока отводки разовьются естественным образом, было бы ошибочно и безграмотно! Поэтому для каждого отводка пришлось организовать «искусственный медосбор» в виде подкормки. Подкармливал сытой – при такой подкормке пчёлы не вылетают из улья на поиски пыльцы и нектара и поэтому не гибнут от непогоды. Таким вот образом пришлось обезопаситься от капризов погоды. К концу мая отводки набрали силу, начали строить вощину и пошли в рост.
Несмотря на то, что в начале мая то и дело подводила погода, к моему удивлению, маточки в нуклеусах моего нуклеусного парка, почти все облетелись. Из 50 нуклеусов порадовали меня облетевшими маточками 47 семеек. Естественно, готовился я тщательно, от этого, наверное, и результат хороший. В каждый нуклеус сыпал пчёл не менее 300 грамм, регулярно подкармливал сиропом и канди. Для устройства нуклеусного парка нашёл безупречное место. Нуклеусы расставил небольшими группами так, чтобы они были защищены от ветров, чтобы у каждой группы нуклеусов был хороший ориентир.
Конец мая – начало июня порадовали нас тёплой, устойчивой погодой. Молодые маточки в основных семьях почти все облетелись, а там, где засев во время не появился, была подсажена облётная маточка из нуклеуса. Стала зацветать малина, пошёл небольшой взяток – время ставить вощину в отводки и в основные семьи. Даже при небольшом, поддерживающем медосборе пчёлы будут строить соты, оттягивать вощину. Именно в это время, когда зацветает малина, я начинаю ставить вощину, обновляя свой «золотой запас». С каждым днём, на контрольном улье, привесы увеличиваются. Это свидетельствует о том, что для сборщиц нектара наступил хороший взяток. Первые магазины над гнездом уже залиты нектаром, в некоторых семьях часть медовых рамок пчёлы успели запечатать. Ставим вторые корпуса магазинов. Теперь уже медовый конвейер не остановится до августа – только успевай корпуса подставлять, да мёд откачивать! Для полного использования потенциальных возможностей пчёл по сбору мёда, мои пчелосемьи полностью обеспечены достаточным количеством суши. При медосборе свыше 4 кг. в день, а такие привесы обычно начинаются в июле, я комплектую магазины вощиной. Пчёлы быстро отстраивают вощину и заливают мёдом.
В начале июня, когда молодые матки в основных семьях начинают сеять и появляется расплод, но ещё не закрытый, то я в это время провожу профилактическую обработку пчёл от варроатоза, потому что в этот период весь клещ, если он есть, находится на пчёлах, т.к. закрытого расплода ещё нет. Обрабатывая семьи таким способом ни один год, я пришёл к выводу, что такая обработка весьма эффективна. При обычном способе лечения, когда в семье во время обработки пчёл имеется закрытый расплод, воспитываются (это уже известно) гетерозисные клещи, обладающие повышенной жизнеспособностью. Это когда создаётся возможность для перекрёстного спаривания клещей. С такими клещами тяжело бороться, потому что они более жизнеспособные, чем, если бы первый вышедший самец оплодотворил бы самок от одной самки. При моём способе лечения, можно и нужно использовать (что я и делаю) экологические чистые препараты Бисанар, тимол, экопол, щавеливую кислоту, молочную кислоту и т.д. Нельзя использовать ни амитраз, а особенно пиретроиды, потому что они связываются с воском – это плохо. Если уж используются химические препараты пиретроидной или амитразной группы, то их нет смысла держать три недели, а достаточно три дня и этого достаточно, чтобы весь клещ, который сидит на пчёлах, был уничтожен.
К середине июня отводки уже развились до полных корпусов, а основные семьи с молодыми маточками работают на медосборе с лесной малины. В это время нужно начинать специальную подготовку отводков. Подготовка заключается в том, чтобы найти матку и заключить её в клеточку на 9 дней. После этого срока в отводках тщательно вырезаются все свищевые маточники, а клетки с матками убираются. Отводки готовы. Теперь можно корпуса с отводками, через разделительную решётку, поставить на основные семьи. Образовались мощные пчелосемьи пчёл с одной молодой маткой и большим количеством пчёл – работниц!
Пасека максимально мобилизована на главный медосбор!